Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Комитет по образованию Санкт-ПетербургаРОНО Невского района СПб
Министерство образования и науки Российской Федерации
Петербургское образование

Назад

Домовой храм

как сердцевина духовно-нравственного воспитания

 

     Сразу стоит оговориться, что речь идёт о роли домового храма в негосударственном образовательном учреждении, устроенному по известному в современной России типу так называемой "православной школы". Домовые храмы существуют в ряде высших учебных заведений Петербурга, но из-за их наличия сами эти вузы не стал конфессиональными.

     НОУ "Православная общеобразовательная школа Александра Невского", существовавшая ранее как "Языковая гимназия "Лингва", с момента смены своего названия в 2000 году, вступила на путь восстановления российских традиций в области духовно-нравственного воспитания. Уже в 2003 году школа обзавелась домовым храмом во имя святого Александра Невского. Санкт-Петербургская Митрополия поддержала тогда инициативу дьякона Александра Константинова, президента общественного фонда "Укрепление православных традиций", ставшего новым учредителем школы, и председателя Совета по православному воспитанию и образованию (органа общественно-конфессионального управления "школой") Еленой Михайловной Гундяевой, сестрой нынешнего Патриарха Кирилла I, являющейся ныне проректором по культуре СПб Духовной академии и заведующей её регентским отделением, назначив Указом Высокопреосвященнейшего Митрополита Владимира настоятеля в домовый храм - священника Алексея Фомина. Само назначение это было уникальным, ведь домовые храмы обычно своих настоятелей не имеют, так как их окормляют на время прикомандированные священники.

    Сам факт открытия храма едва ли был возможен без поддержки всего педагогического коллектива во главе с тогдашним директором Любовью Ивановной Выжевской, которая своим личным примером привлекала учащихся и педагогов к участию в богослужениях.

   Светская школа должна вести ребёнка в мир культуры через религиозное просвещение, сохраняя за ним свободу выбора, по сути, предоставляя ему этот выбор приобщения к лучшему, но не может без согласия родителей вовлекать его в практическое освоение конкретного духовного опыта. Практическое освоение этого духовного опыта происходит в стенах школы по просьбе родителей. В этом смысле "православная школа" являет собой уникальный положительный опыт, ибо уже в договоре администрации школы с родителями закладывается положение об обязательности обучения религии и участии детей в школьных богослужениях. Обязательное изучение православных дисциплин, но в рамках дополнительного образования (гримасы государственно-церковных отношений в области образования) подразумевает знакомство с храмом и православным богослужением, участие детей в богослужениях и церковных таинствах.

    Значение храма в духовно-нравственном становлении личности невозможно переоценить. Богослужение, как лакмусовая бумажка, демонстрирует нам истинное состояние духа веры учителя, который будет обучать детей теоретическим знаниям. Детей школа ведёт к Богу не только разговорами о Нём, а, прежде всего, тем, чем будет воспламенено детское сердце. Как заметил ещё игумен Георгий (Шестун): "Огонь веры зажигается только от огня же в другой душе". Нужно, чтобы дети полюбили храм. Детей не нужно загонять в храм, если они видят, что взрослые туда идут с радостью.

      Духовность взращивается любовью. В практическом смысле это означает оказывать внимание и сопереживание ребёнку, нести бремя неудобств и приносить жертвы. Дети страдают от недостатка внимания и любви , но любить-то очень трудно.

Назад